• Мы В Контакте
  • Мы на Одноклассниках
  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
  • Ваш контроль
  • Ваш контроль
  • Портал государственных услуг Российской Федерации
  • Шлюз приема расчета Форма 4-ФСС с ЭП
  • Поисково-мониторинговая система Фонда социального страхования Российской Федерации
  • Портал Фонда социального страхования Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации

Вопрос-ответ

1. ...Подлежат ли обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сумма выплачиваемых ежемесячных компенсационных выплат в размере 50 рублей матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет?

2. ...Начисляются ли страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на премии и вознаграждения непроизводственного характера, выплачиваемые работникам к юбилейным датам работников, в связи с оплатой стоимости подарков?

3. ...Начисляются ли страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на стоимость путевок в санаторно-курортные учреждения, стоимость лечения работника, стоимость расходов на медикаменты работникам, оплату стоимости товаров, работ, услуг в пользу работников?

4. ...Как исчислить пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, когда у застрахованного лица в расчетном периоде отсутствует заработок, а также в случае, когда средний заработок, рассчитанный за этот период, ниже минимального размера оплаты труда?

5. ...Страховой случай наступил в 2011 году (отпуск по беременности и родам). Работница выбрала новый порядок исчисления пособия, действующий с 2011 года. В 2007 году застрахованная женщина находилась в отпуске по беременности и родам, в 2008-2010 годах – в отпуске по уходу за ребенком до тех лет. Возможна ли замена 2009-2010 годов на 2005 и 2006 года?

6. ...Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством по нормам Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в редакции, действующей с 1 января 2011 года, по страховым случаям, наступившим до 1 января 2011 года и продолжающимся в 2011 году. Какой период в данном случае необходимо брать в качестве расчетного – 2008 и 2009 гг. или 2009 и 2010 гг.?

7. ...Каким образом осуществляется расчет пособия по временной нетрудоспособности работнику, проработавшему в организации менее двух лет, в случае отсутствия сведений о среднем заработке этого работника на предыдущих местах работы?

8. ...В каком порядке организация должна корректировать налоговую базу по ЕСН за 2009 г. в случае начисления выплат за указанный период в 2010 г. в связи с вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и отменой с 01.01.2010 гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ? (Письмо Минфина РФ от 15.04.2010 N 03-04-07/1-18)

9. ...Как правильно посчитать среднесписочную численность работающих в организации?


1. Вопрос: Подлежат ли обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сумма выплачиваемых ежемесячных компенсационных выплат в размере 50 рублей матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет?

 

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Закон № 212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных организацией за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и пунктами 11 и 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1206, ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей назначаются и выплачиваются матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями на условиях найма и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, за счет средств предприятия.

Принимая во внимание изложенное, данный вид денежных выплат по своей правовой природе фактически является государственным пособием, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

 

 

2. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на премии и вознаграждения непроизводственного характера, выплачиваемые работникам к юбилейным датам работников, в связи с оплатой стоимости подарков?

 

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Закон № 212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных организацией за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Поскольку указанные выплаты прямо не поименованы в статье 9 Закона № 212-ФЗ, то премии и вознаграждения непроизводственного характера, выплачиваемые работникам к юбилейным датам работников, в связи с оплатой стоимости подарков, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поскольку составляют доход застрахованных лиц.

 

 

3. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на стоимость путевок в санаторно-курортные учреждения, стоимость лечения работника, стоимость расходов на медикаменты работникам, оплату стоимости товаров, работ, услуг в пользу работников?

 

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Закон № 212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных организацией за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера. Таким образом, исходя из нормы части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.

Статья 57 Трудового кодекса предусматривает возможность включения сторонами в трудовой договор дополнительных положений, в частности, об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.

В случае если компенсация за счет средств организации стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, стоимости лечения работника, стоимости расходов на медикаменты работникам, оплаты стоимости товаров, работ, услуг в пользу работников производится организацией непосредственно работникам, то они подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поскольку не упомянуты в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Если, например, оплата стоимости лечения осуществляется на основании договора, заключенного между юридическими лицами (организацией и лечебным учреждением), путем перечисления средств страхователем напрямую учреждению здравоохранения, где лечится застрахованное лицо, то в этом случае страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму стоимости лечения не должны начисляться.

 

 

4. Вопрос: Как исчислить пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, когда у застрахованного лица в расчетном периоде отсутствует заработок, а также в случае, когда средний заработок, рассчитанный за этот период, ниже минимального размера оплаты труда?

 

Ответ: В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ) (далее - Закон № 255-ФЗ) в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в вышеуказанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Следует отметить, что при этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Аналогичная норма закреплена пунктом 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 120) (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 15 Положения в случаях, указанных в пункте 11(1) данного Положения, для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

При этом следует обратить внимание, что при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из МРОТ в указанных случаях средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется (пункт 23 Положения).

 

 

5. Вопрос: Страховой случай наступил в 2011 году (отпуск по беременности и родам). Работница выбрала новый порядок исчисления пособия, действующий с 2011 года. В 2007 году застрахованная женщина находилась в отпуске по беременности и родам, в 2008-2010 годах – в отпуске по уходу за ребенком до тех лет. Возможна ли замена 2009-2010 годов на 2005 и 2006 года?

 

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ) (далее - Закон № 255-ФЗ) в случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

При этом в Законе № 255-ФЗ не указано, что календарные годы (календарный год), в которых (в котором) застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком могут быть заменены только на непосредственно предшествующие им календарные годы (календарный год).

Учитывая изложенное, при наступлении страхового случая в 2011 году, если застрахованное лицо в 2007 году находилось в отпуске по беременности и родам, а в 2008-2010 годах в отпуске по уходу за ребенком, то по заявлению застрахованного лица 2009-2010 года могут быть заменены на 2005 и 2006 годы, при условии, что в результате такой замены размер пособия увеличится.

 

 

6. Вопрос: Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством по нормам Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в редакции, действующей с 1 января 2011 года, по страховым случаям, наступившим до 1 января 2011 года и продолжающимся в 2011 году. Какой период в данном случае необходимо брать в качестве расчетного – 2008 и 2009 гг. или 2009 и 2010 гг.?

 

Ответ: Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 343-ФЗ) предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством по нормам Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ) (далее – Закон № 255-ФЗ в новой редакции) по страховым случаям, наступившим в 2010 году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Законом № 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Закона № 255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в новой редакции пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Таким образом, если страховой случай наступил в 2010 году, а окончился в 2011 году, то при перерасчете пособия за период с 1 января 2011 года в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 343-ФЗ, расчетным периодом будут являться два календарных года, предшествующие году наступления страхового случая – 2008 и 2009 годы.

 

 

7. Вопрос: Каким образом осуществляется расчет пособия по временной нетрудоспособности работнику, проработавшему в организации менее двух лет, в случае отсутствия сведений о среднем заработке этого работника на предыдущих местах работы?

 

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

На основании пункта 3 части 2 статьи 41 Закона № 255-ФЗ страхователи обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, по форме и в порядке, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2011 № 4н (зарегистрирован в Минюсте России 01.03.2011 № 19974).

Согласно части 21 статьи 15 Закона № 255-ФЗ в случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием по временной нетрудоспособности справки о сумме заработка, данное пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов.

После представления застрахованным лицом справки о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.

Учитывая изложенное, в случае отсутствия у застрахованного лица справки о сумме заработка страхователь обязан назначить и выплатить данному лицу пособие по временной нетрудоспособности на основании имеющихся у него данных, а после предоставления справки о сумме заработка произвести перерасчет ранее назначенного пособия с учетом суммы заработка, указанного в этой справке.

Следует также учитывать, что в соответствии с частью 72 статьи 13 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.01.2011 № 21н (зарегистрирован в Минюсте России 24.02.2011 № 19932).

 

 

8. Вопрос: Согласно Письму Минфина России от 28.12.2005 N 03-05-02-04/224 доначисление выплат налогоплательщиками в текущем налоговом периоде в пользу физлица за прошедшие налоговые периоды не влечет за собой корректировку налоговой базы по ЕСН и базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представление корректирующих деклараций за прошедшие налоговые периоды. Данная позиция подтверждается также Письмом Минфина России от 15.09.2009 N 03-05-02-04/145.

Ситуация 1. В январе 2010 г. на основании поступившего в конце указанного месяца листка нетрудоспособности работника, относящегося к ноябрю - декабрю 2009 г., организация произвела перерасчет заработной платы данному работнику с частичным удержанием в январе 2010 г. оклада за дни нетрудоспособности данного работника в ноябре - декабре 2009 г.

При этом указанные перерасчеты произведены организацией в январе 2010 г., а выплата причитающейся в результате произведенных перерасчетов суммы - в феврале 2010 г. в соответствии с установленными в организации сроками выплаты зарплаты.

Ситуация 2. В январе 2010 г. организация на основании приказа (распоряжения) о приеме работника на работу от 27 декабря 2009 г., поступившего в подразделение организации в январе 2010 г., начислила данному работнику оклад за дни, отработанные им в декабре 2009 г.

Налоговая база по ЕСН за 2009 г. по данному работнику не формировалась, так как в 2009 г. у него не было доходов в организации. При этом начисление вышеуказанной суммы произведено организацией в январе 2010 г., а выплата - в феврале 2010 г.

Ситуация 3. В январе 2010 г. организация на основании приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу с 29 декабря 2009 г. (с изменением должностного оклада), поступившего в подразделение организации в январе 2010 г., доначислила работнику организации (удержала с работника) оклад за дни, которые относятся к периоду изменения оклада по приказу, т.е. к периоду работы в декабре 2009 г.

При этом начисление либо удержание вышеуказанной суммы произведено организацией в январе 2010 г., а выплата причитающейся в результате произведенных перерасчетов суммы - в феврале 2010 г.

Ситуация 4. В январе 2010 г. организация начислила работнице заработную плату за январь 2010 г., в конце марта 2010 г. в учетное подразделение организации поступил листок нетрудоспособности данной работницы в связи с отпуском по беременности и родам, начинающимся в декабре 2009 г. и заканчивающимся в апреле 2010 г. В связи с этим организация на основании заявления работницы произвела перерасчет заработной платы данной работнице с частичным удержанием в марте 2010 г. заработной платы за декабрь 2009 г. и за январь 2010 г.

При этом выплата заработной платы за январь 2010 г. произведена организацией в феврале 2010 г., а выплата причитающейся после произведенных перерасчетов суммы - в апреле 2010 г.

В каком порядке организация должна корректировать налоговую базу по ЕСН за 2009 г. в указанных ситуациях в связи с вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отменой с 01.01.2010 гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)?

 

Ответ:                      МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                       ПИСЬМО от 15 апреля 2010 г. N 03-04-07/1-18

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу корректировки налоговой базы по единому социальному налогу за 2009 г. в случае начисления выплат за этот период работнику в 2010 г. и сообщает, что позиция Департамента, изложенная в упомянутых Письмах от 28.12.2005 N 03-05-02-04/224 и от 15.09.2006 N 03-05-02-04/145, не изменилась.

Глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации утратила силу с 1 января 2010 г., и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 г. были введены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

В связи с этим выплаты, доначисленные организацией в 2010 г. в пользу физического лица за прошедший налоговый период 2009 г., подлежат включению в 2010 г. в базу для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды текущего расчетного периода.

Таким образом, к выплатам, начисленным организацией своим работникам в 2010 г., применяются положения упомянутого Федерального закона N 212-ФЗ и корректировки налоговой базы по единому социальному налогу за 2009 г. не требуется.

Одновременно отмечаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

15.04.2010

 

 

9. Вопрос:  Как правильно посчитать среднесписочную численность работающих в организации?

 

Ответ:  Информация по расчету среднесписочной численности работающих указана в п.п.81-86 приказа Федеральной службы государственной статистики от 12 ноября 2008 г. N 278 «Об утверждении указаний по заполнению форм Федерального статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 " Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(М) "Основные сведения о деятельности организации":

81. Среднесписочная численность работников за месяц (строки с 02 по 11, графа 2) исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.

82. Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.

В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Исходя из этого, в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники:

а) фактически явившиеся на работу, включая и тех, которые не работали по причине простоя;

б) находившиеся в служебных командировках, если за ними сохраняется заработная плата в данной организации, включая работников, находившихся в краткосрочных служебных командировках за границей;

в) не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);

г) не явившиеся на работу в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;

д) принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии с трудовым договором. В списочной численности указанные работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при приеме на работу (см. п. 84.3).

К этой группе не относятся отдельные категории работников, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, в частности: работники в возрасте до 18 лет; работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда; женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка; женщины, работающие в сельской местности; работники, являющиеся инвалидами I и II групп;

е) принятые на работу с испытательным сроком;

ж) заключившие трудовой договор с организацией о выполнении работы на дому личным трудом (надомники). В списочной и среднесписочной численности работников надомники учитываются за каждый календарный день как целые единицы;

з) сотрудники, имеющие специальные звания;

и) направленные с отрывом от работы в образовательные учреждения для повышения квалификации или приобретения новой профессии (специальности), если за ними сохраняется заработная плата;

к) временно направленные на работу из других организаций, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы;

л) студенты и учащиеся образовательных учреждений, работающие в организациях в период производственной практики, если они зачислены на рабочие места (должности);

м) обучающиеся в образовательных учреждениях, аспирантурах, находящиеся в учебном отпуске с сохранением полностью или частично заработной платы;

н) обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. 84.1);

о) находившиеся в ежегодных и дополнительных отпусках, предоставляемых в соответствии с законодательством, коллективным договором и трудовым договором, включая находившихся в отпуске с последующим увольнением;

п) имевшие выходной день согласно графику работы организации, а также за переработку времени при суммированном учете рабочего времени;

р) получившие день отдыха за работу в выходные или праздничные (нерабочие) дни;

с) находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком (см. п. 84.1);

т) принятые для замещения отсутствующих работников (ввиду болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком);

у) находившиеся с разрешения администрации в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам;

ф) находившиеся в отпусках по инициативе администрации;

х) принимавшие участие в забастовках;

ц) работавшие вахтовым методом. Если организации не имеют обособленных подразделений на территории другого субъекта Российской Федерации, где производятся вахтовые работы, то работники, выполнявшие работы вахтовым методом, учитываются в отчете организации, с которой заключены трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера;

ч) иностранные граждане, работавшие в организациях, расположенных на территории России;

ш) совершившие прогулы;

щ) находившиеся под следствием до решения суда.

83. Не включаются в списочную численность работники:

а) принятые на работу по совместительству из других организаций;

Учет внешних совместителей ведется отдельно.

Примечание. Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица);

б) выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера;

Примечание. Работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы, а начисленная ему заработная плата по трудовому договору и договору гражданско-правового характера - в графе 8 (фонд заработной платы работников списочного состава);

в) привлеченные для работы согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы) и учитываемые в среднесписочной численности работников (см. п. 84.2);

г) переведенные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата, а также направленные на работу за границу;

д) направленные организациями на обучение в образовательные учреждения с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций; лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой в период ученичества стипендии;

е) подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения администрации. Они исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу;

ж) собственники данной организации, не получающие заработную плату;

з) члены кооператива, не заключившие трудовых договоров с организацией;

и) адвокаты;

к) военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы.

84. При определении среднесписочной численности работников следует иметь в виду следующее.

84.1. Некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность. К таким работникам относятся:

- женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком;

- работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

84.2. Лица, не состоящие в списочном составе и привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы по дням явок на работу.

84.3. Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:

а) исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня, исходя из продолжительности рабочей недели, например:

40 часов - на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);

36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);

24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе).

б) затем определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце. При этом за дни болезни, отпуска, неявок (приходящиеся на рабочие дни по календарю) в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от методологии, принятой для учета количества отработанных человеко-часов).

Следует иметь в виду, что работники, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, включая инвалидов, в среднесписочной численности учитываются как целые единицы.

Упрощенный способ (условный пример).

В организации пять работников в сентябре были заняты на работе неполное рабочее время:

- два работника отработали по 4 часа в день, каждый из них по 22 рабочих дня. Они учитываются за каждый рабочий день как 0,5 человека (4,0: 8 часов);

- три работника отработали по 3,2 часа в день 22, 10 и 5 рабочих дней соответственно. Эти работники учитываются за каждый рабочий день как 0,4 человека (3,2 часа : 8 часов).

Средняя численность не полностью занятых работников составила 1,7 человека (0,5 x 22 + 0,5 x 22 + 0,4 x 22 + 0,4 x 10 + 0,4 x 5) : 22 рабочих дня в сентябре). Эта численность учитывается при определении среднесписочной численности работников.

Примечание. Лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации (без письменного согласия работника), учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.

Численность показывается в целых единицах.

84.5. Среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три.

84.6. Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, т.е. соответственно на 2, 3, 4 и т.д.

84.7. Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

84.8. Среднесписочная численность работников в организациях, работавших неполный месяц (например, в организациях, вновь созданных, имеющих сезонный характер производства), определяется путем деления суммы численности работников списочного состава за все дни работы организации в отчетном месяце, включая выходные и праздничные (нерабочие) дни за период работы на общее число календарных дней в отчетном месяце.

Примечания.

К вновь созданным организациям не относятся организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений.

Организации, временно приостановившие работу по причинам производственно-экономического характера, определяют среднесписочную численность работников на общих основаниях.

84.9. Если организация работала неполный квартал, то среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за месяцы работы в отчетном квартале и деления полученной суммы на 3.

Пример. Организация вновь создана и начала работать в марте. Среднесписочная численность работников за март составляла 720 человек. Следовательно, среднесписочная численность работников за I квартал для этой организации составила 240 человек (720 : 3).

84.10. Если организация работала неполный год (сезонный характер работы или создана после января), то среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12.

Пример. Организация с сезонным характером работы начала работать в апреле и закончила в августе. Среднесписочная численность работников составляла в апреле - 641 человек, мае - 1254, июне - 1316, июле - 820, августе - 457 человек. Среднесписочная численность работников за год составила 374 человека ((641 + 1254 + 1316 + 820 + 457) : 12).

84.11. При ликвидации организации сведения предоставляются в течение всего срока проведения ликвидации.

84.12. Если в отчетном периоде имели место реорганизация, изменение структуры или изменение методологии определения показателей, то данные за соответствующий период прошлого года приводятся по структуре или методологии, принятым в отчетном периоде.

84.13. Работники организации, привлеченные на общественные работы или работы временного характера на условиях внутреннего совместительства (в связи с мерами, принятыми по снижению напряженности на рынке труда), учитываются в среднесписочной численности один раз по месту основной работы.

86. Средняя численность работников (включая иностранных граждан), выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего периода действия этого договора независимо от срока выплаты вознаграждения. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день.

Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, за период с начала года и год определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев отчетного года.

Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор гражданско-правового характера с этой же организацией, то он не включается в среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

В случае заключения договора гражданско-правового характера между организацией и учебным заведением о прохождении учащимися общеобразовательных учреждений производственной практики в организации в отчет организации включаются данные о численности и заработной плате учащихся независимо от того, как начислялась заработная плата - непосредственно учащимся или перечислялась учебному заведению.

В среднюю численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, не включаются: индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, заключившие с организацией договор гражданско-правового характера и получившие вознаграждение за выполненные работы и оказанные услуги; лица не списочного состава, не имеющие с организацией договоров гражданско-правового характера; лица, с которыми заключены авторские договоры на передачу имущественных прав.


Адрес:
430005, Республика Мордовия, г.Саранск, проспект Ленина, 12а




Телефоны Режим работы

(8342) 24-60-82

"Горячая линия" (8342) 24-79-70

 

  e-mail: info@ro13.fss.ru

понедельник - пятница:  08.30-17.30

обеденный перерыв:  13.00-14.00

суббота, воскресенье - выходные дни

 

Создание сайта
ADT Web Solutions
© 2001-2018 Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия